4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДО.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад комбинированного вида №4 ст. Отрадная муниципального образования Отрадненский район Краснодарский край функционирует 9 групп.
Группы общеразвивающей направленности:
для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет): 3 группы
Логопедические группы:
для детей младшего возраста (от 3 лет до 4 лет): 1 группа;
для детей среднего возраста (от 4 лет до 5 лет): 2 группы;
для детей старшего возраста (от 5лет до 6 лет): 1 группа;
для детей подготовительной к школе группы (от 6лет до 7 лет): 2группы.
Нормативная наполняемость ДОУ- 170
Индивидуальные особенности детей
Показатель |
Количество воспитанников |
|
|||
всего |
девочки |
мальчики |
|
||
Количество воспитанников |
170 |
70 |
100 |
|
|
По возрасту |
|
|
|
|
|
Ранний возраст (от 2 до3 лет) |
56 |
24 |
32 |
|
|
Дошкольный возраст (с 3лет до 7лет) |
114 |
46 |
68 |
|
|
По направлениям: |
|
|
|
|
|
ОНР |
102 |
49 |
53 |
|
|
По социальному положению |
|
||||
Дети из малообеспеченных семей |
- |
||||
Дети из неполных семей |
11 |
||||
Дети с отклонениями в развитии |
- |
||||
Дети из многодетных семей |
8 |
||||
Дети из неблагополучных семей |
- |
||||
Количество групп всего: 9
Из них:
Вторая группа раннего возраста №1 - 16
Вторая группа раннего возраста №2 - 16
Вторая группа раннего возраста №3-24
Младшая логопедическая группа -18
Средняя логопедическая группа №1 -18
Средняя логопедическая группа №2 - 20
Старшая логопедическая группа №1- 21
Логопедическая подготовительная к школе группа №1-18
Логопедическая подготовительная к школе группа №2 - 19
Основная образовательная программа МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 разработана авторским коллективом учреждения самостоятельно и определяет содержание и организацию образовательной деятельности в учреждении.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Цели Программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства,
- формирование основ базовой культуры личности,
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями,
- подготовка к жизни в современном обществе,
- формирование предпосылок учебной деятельности,
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 ориентирована на детей от 2 до 7 лет.
Программы состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальная образовательная Программа «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева (реализуется во всех возрастных группах начиная с младшей группы) направлена на расширение и дополнение содержания образовательной области « Речевое развитие». Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена парциальная образовательная Программа «Физическая культура - дошкольникам» под редакцией Л. Д. Глазыриной (реализуется в старшей и подготовительной к школе группе) направлена на расширение и дополнение содержания образовательной области «Физическое развитие». Программа является вариативной по направлению физического развития, в содержании программы представлены основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Раскрыта методика использования средств физической культуры с оздоровительной, воспитательной, образовательной направленностью.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми
(занятия),
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах
детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Основные цели и задачи.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Реализация программы духовно-нравственного воспитания детей МДОБУ.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (станице, городе, крае);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в МДОБУ № 4 проводятся разнообразные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать основную образовательную программу дошкольного образования:
- знакомство с семьей: собрания - встречи, анкетирование семей;
- информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание
памяток, интернет - журналов, переписка по электронной почте;
- образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей,
проведение мастер-классов, тренингов;
- совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах,
выставках, к организации семейных праздников, семейного театра, к участию в
детской исследовательской и проектной деятельности.
Линии, способы и формы взаимодействия с семьей.
№ |
Линии взаимодействия |
Способы взаимодействия |
Формы взаимодействия |
1 |
Физическое развитие |
Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей |
Спортивные праздники и развлечения совместно с родителями. |
Индивидуальные и групповые консультации инструктора по физической культуре, медицинского работника. |
|||
2. |
Познавательное развитие |
Развитие психолого-педагогической культуры родителей |
Совместные тематические прогулки и экскурсии |
Тематические материалы для родителей в информационных папках в группах |
|||
Индивидуальные консультации воспитателей, логопеда |
|||
3. |
Социально-коммуникативное развитие |
Формирование условий для совместной социально значимой деятельности |
Совместные праздники - Новый год -День защитников Отечества - 8 марта - День семьи (8 июля) -День знаний - Праздник Осени - День матери |
Поздравления родителей с днем рождения семьи, детей с днем рождения |
|||
Проект «Герб моей семьи», «История моей семьи, история моей страны», «Генеалогическое древо», «Мое имя» |
|||
Участие в конкурсах социальных проектов |
|||
4. |
Художественно-эстетическое развитие |
Формирование условий для совместной социально значимой деятельности |
Фото-выставки |
Конкурсы на лучшую совместную работу |
|||
Тематические выставки «Вместе с мамой», «Золотые мамины руки» |
|||
Творческие выставки детских работ, приуроченные к праздникам |
|||
5. |
Речевое развитие |
Повышение педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей. |
Индивидуальные и групповые консультации учителей-логопедов |
Тематические материалы для родителей в информационных папках в группах |
|||
Открытые коррекционно-развивающие мероприятия |